Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Ваше мнение формирует рейтинг организации (оценка качества услуг):

Анкета доступна по QR-коду, а также по ссылке, указанной ниже: 

https://bus.gov.ru/info-card/324963

Мы в социальных сетях
Полезные ссылки

«Духовный аристократ» Дмитрий Лихачев

19 января 2022 г.

28 ноября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906-1999), одного из самых выдающихся деятелей культуры двадцатого столетия.

Имя академика Д.С. Лихачева давно стало символом научного и духовного просвещения, мудрости и порядочности. Принц Уэльский Чарльз, вспоминая свои встречи со знаменитым академиком, писал, что свою любовь к России он во многом вынес из разговоров с Лихачевым, русским интеллигентом, которого ему привычнее называть «духовным аристократом».

Д.С. Лихачев прожил долгую жизнь, которая почти целиком охватила весь великий и страшный 20-й век. Петербургское детство с театрами, парками и дворцами, школа и студенчество с учителями высокой дореволюционной культуры, репрессированная юность в лагере на Соловках, блокада Ленинграда, полувековой труд в Пушкинском Доме с погружением в эпоху высочайшей духовности Древней Руси и приближением её к нам … и постоянной борьбой по защите и спасению от забвения и уничтожения памятников отечественной культуры – всё это этапы жизни ученого, который и в тяжелейших жизненных испытаниях продолжал учиться и оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам.

Д.С. Лихачев оставил об этом книгу воспоминаний, которая так и называется - «Воспоминания».

Книга «Воспоминания» - это, прежде всего, дань памяти людям, которые окружали и формировали автора, как человека и ученого, и о которых часто было больше некому рассказать.

С интересом читаются главы, посвященные дачной жизни, семейному летнему отдыху. Так, весну и лето семья Лихачевых обычно проводила, снимая дачу в Куоккале, под Петербургом. Здесь жили, гостили многие знаменитости того времени: Чуковский, Репин, Горький и др. Никто не жил обособленно. Дачная жизнь была насыщена забавами, играми, в том числе театральными, особыми дачными ритуалами. Интересы детей, их развлечения господствовали.

Состояние радости познания, удивления перед миром было главным в жизни Лихачева и сопровождало его даже в годы соловецкого заключения. Вот что пишет о тех Соловках Д.С. Лихачев: «Соловки были именно тем местом, где человек сталкивался с чудом и обыденностью, с монастырским прошлым и лагерным настоящим, с людьми всех уровней нравственности – от высочайшей до самой позорно низкой». Рассказ о Соловках очень подробен, насыщен портретами встреченных там людей, которые, по словам Лихачева, «подарили мне огромное богатство».

Любовь Д.С. Лихачева к Родине, людям - это высокое нравственное чувство, боль, которая всегда проходит через сердце. Так, он рассказывает о том, как нянюшка его дочек принесла однажды домой купленные за бесценок домотканые льняные полотенца с красным узором, очевидно, украшавшие в избе иконы. «Они, - пишет Лихачев, - затем долго были в нашей семье, и я всегда чувствовал в них горе…Мне виделись и полусожженные теплушки, в которых замерзавшие раскулаченные пытались развести огонь и сгорали сами».

Самые пронзительные страницы мемуаров – о блокаде. Почти беспристрастный тон повествования об ужасах блокадного ада пробуждает в читателях самое настоящее содрогание. Но в повествовании дается и осмысление происходившего, автор делится своим опытом выживания. В семье Дмитрия Сергеевича, где были маленькие дети, помимо строгого и продуманного подхода к распорядку дня, к скудной еде, было наполнение и духовным. Вот выдержки об этом.  

«Мы старались как можно больше лежать в постелях… Накидывали на себя побольше всего теплого. К счастью, у нас были целы стекла… Ложились в постель часов в шесть вечера. Немного читали при свете электрических батареек и коптилок… Но спать было очень трудно. Холод был какой-то внутренний. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Холод был ужаснее голода. Он вызывал внутреннее раздражение. Как будто тебя щекотали изнутри… Думалось только о еде… 
Утром растапливали буржуйку. Топили книгами… Утром мы молились, дети тоже. С детьми мы разучивали стихи. Учили наизусть сон Татьяны, бал у Лариных, стихи Плещеева… Детям было четыре года, они уже много знали. Еды они не просили. Только когда садились за стол, ревниво следили, чтобы всем всего было поровну…»

Эта книга удивительна тем, что автора в ней не так много, как в других автобиографиях, но его мироощущение буквально пронизывает всё им написанное о времени и о людях, встреченных на жизненном пути. И поэтому «Воспоминания» становятся учебником жизни для самого читателя. Мне, например, показалось очень близким отношение автора к мелочам, через которые также, как и через крупные явления, формируется отношение человека к миру. Сам Лихачев подчеркивает, что в его мемуарах в основном идет речь о таких вот мелочах – о воздействиях положительных, «ибо отрицательные чаще забываются. Человек крепче хранит память благодарную, чем память злую».

Прочитайте эту книгу, и вы непременно станете чуточку другим человеком: добрее, чище, умнее и, наверное, более выносливым и терпимым к неблагоприятным обстоятельствам собственной жизни.

М.А. Селюк, зав. отделом Заволжской городской библиотеки

Даю согласие на обработку данных.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ № 152. Статья Согласие субъекта персональный данных на обработку его персональных данных»).