Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Ваше мнение формирует рейтинг организации (оценка качества услуг):

Анкета доступна по QR-коду, а также по ссылке, указанной ниже: 

https://bus.gov.ru/info-card/324963

Мы в социальных сетях
Полезные ссылки

«Иван Алексеевич Бунин – это и есть Россия…»

15 июня 2020 г.

Виртуальная книжная выставка к 150-летию со дня рождения писателя и к Году Бунина

«Бунин – явление редчайшее в нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться. Сила Бунина еще и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя…», - писал о Бунине советский прозаик С.А. Воронин.

Писатель и поэт Иван Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года. Он писал в автобиографии: «Детство и раннюю юность провел в деревне, писать и печататься начал рано. Довольно скоро обратила на меня внимание и критика. Затем мои книги три раза были отмечены высшей наградой Российской академии наук - премией имени Пушкина…»

Писательским талантом Бунина восхищался Александр Куприн, Алексей Толстой, Иван Шмелев. Максим Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Последний дореволюционный русский классик и первый русский Нобелевский лауреат по литературе отличался независимостью суждений и по меткому выражению Георгия Адамовича «людей видел насквозь, безошибочно догадывался о том, что они предпочли бы скрыть». В 1920 году Бунин эмигрировал из России во Францию.

В 1933 году автор «Темных аллей», «Жизни Арсеньевых» и многочисленных рассказов получил Нобелевскую премию и мировое признание с формулировкой: «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Современники Ивана Бунина по-разному отзывались о личности писателя. Чаще всего они признавали его литературный дар и блестящую прозу, но отмечали его сложность как человека. И, действительно, в дореволюционной России Иван Алексеевич был признанным мастером пера, в эмиграции он тоже продолжал писать, в 1939 году отказался от всяких контактов с нацистами, а когда правительство СССР разрешило ему вернуться на Родину, он категорически отказался ехать в советскую Россию.

Однако чувство родины и русского языка у него было огромно, и он пронес его через всю жизнь. «Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее», - говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы.

 О личности Ивана Бунина говорит и тот факт, что за 33 года эмигрантской жизни во Франции он так и не выучил французский язык до достаточного уровня. За границей он продолжал писать только на русском. Во всей русской литературе у Бунина было три «иконы»: Пушкин, Чехов и Толстой.

В ночь с 7-го на 8-е ноября 1953 год великий писатель Иван Алексеевич Бунин скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его личный секретарь Андрей Седых написал: «Бунину не надо было жить в России, чтобы писать о ней: Россия жила в нем, он был — Россия».

«Начните читать Бунина - будь то «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», и вами тотчас завладеет, зачарует вас неповторимая бунинская Россия со всеми ее прелестными приметами: старинными церквями, монастырями, колокольным звоном, деревенскими погостами, разорившимися «дворянскими гнездами», с ее богатым красочным языком, присказками, прибаутками, которых не найдете ни у Чехова, ни у Тургенева. Но это не всё: никто так убедительно, так психологически точно и в то же время немногословно не описал главное чувство человека — любовь..»,  - писала в своей статье «Приглашение к Бунину» литературовед Зинаида Партис.

***
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю.
Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
                                                    Иван Бунин. 1901

М. Горький, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, И. Бунин в Ялте
М. Горький, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, И. Бунин в Ялте

Заволжская городская библиотека предлагает прочитать произведения Ивана Бунина и литературу о писателе

Бунин И. Собрание сочинений. В 6-ти т. – М.: Художественная литература, 1987

Предисловие к изданию написал А.Т. Твардовский уже после смерти Бунина.  Александр Трифонович интересно, можно сказать, страстно, затрагивает моменты взлета и падения писательской славы Бунина. Особенно много внимания уделяет его повести «Деревня», написанной в 1910 году, и её героям. Он говорит о них, словно о старых знакомых, а саму повесть называет искренней и жизненной.

А.Т. Твардовский также глубоко и образно анализирует поэтическое творчество Ивана Бунина, отмечая присутствие души в каждой строчке.

В шеститомник вошли стихи, проза, переводы, статьи И.А. Бунина.

И.А. Бунин. Гегель, фрак, метель. – Санкт-Петербург: Пропаганда, 2003. – 573 с.

Мемуары Ивана Алексеевича Бунина так же великолепны, как и все, что выходило из-под его пера. В них оживают многие значительные люди эпохи, которых автор близко и хорошо знал, - Чехов, Лев Толстой, Куприн, Горький, Алексей Толстой, Бальмонт, Максимилиан Волошин, Брюсов - каждый в своей неповторимой индивидуальности, со своими особенностями характера, психологии, порой – в тех подробностях, что ускользают от обычного взгляда.

В том вошла и знаменитая книга-дневник «Окаянные дни» - о Гражданской войне, о последних, трагических днях, проведенных писателем на родине, перед тем, как навсегда покинуть ее.

Бунин И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. – М.: Советский писатель, 1990. – 416 с.

«Окаянные дни» Ивана Алексеевича Бунина, описывающие трагические события 1917 года, принадлежат, без сомнения, к лучшим страницам отечественной публицистики. Это произведение долго обходили молчанием, но до сих пор оно остается бесценным документом эпохи и свидетельством очевидца, принадлежащим художнику слова, мыслителю, поэту. «Трещина разломанного мира» прошла через его сердце - и через сердце каждого, кто прочел эти страницы.

Стремясь как можно точнее передать не столько свои наблюдения, сколько ощущения, Бунин с особой пронзительностью описывает смуту и хаос тех дней, жестокость революции, отчаяние ее жертв, непримиримость участников... Его отношение к происходящему еще ярче проявляется при прочтении дневников 1917-1918 годов и отрывков из записных книжек, также вошедших в настоящее издание.

Бунин И.А. Солнечный удар: Рассказы / Серия «Русский эрос» //. – Ю. – С.: МП «Надежда-1, 1992. – 470 с.

И. А. Бунин известен тем, что был мастером коротких рассказов. Его небольшие произведения отличаются пронзительностью, эмоциональностью. Одним из его самых любимых сборников были «Темные аллеи», написанные им в период Второй мировой войны. Эти небольшие рассказы волнуют читателя. Прочитав их, он начинает размышлять о загадочной силе любви. Наиболее близким по своей композиции и содержанию является «Солнечный удар», написанный автором в 1927 году.

В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Советский писатель, 1989. – 512 с.

В 1907 году двадцатишестилетняя Вера Муромцева, дочь члена Московской городской управы и племянница председателя первой Государственной думы, вышла замуж за уже известного в ту пору писателя Ивана Бунина. Наконец-то он встретил умную, чуткую, преданную женщину, которая всю оставшуюся жизнь делила с ним и радость, и горе. Современники отмечали, что в ней была и простота, и царственность, которые привлекали и манили.

Талантливый литератор, В.Н. Муромцева-Бунина оставила нам в наследство две замечательные книги – «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».

Первая построена как на архивных материалах, так и на ее личных воспоминаниях. Вторая - только мемуары. Написанные ярко и живо, книги рисуют сложный характер того, чьей «спутницей до гроба» ей довелось стать.

На страницах этой книги читатель встретится также с А.П. Чеховым, Л.Н. Толстым, А.М. Горьким, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, Б.К. Зайцевым, А.Н. Толстым, Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым и др.

В это издание вошли обе книги. Ценность их в том, что Вера Муромцева вела дневники, ничто не ускользало от ее взгляда. В книге к тому же много редких фотографий.

Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М., «Современник», 1976

Немало литературоведческих работ посвящено Ивану Бунину, русскому прозаику и поэту, создателю замечательных образцов пейзажной, интимной и философской лирики. Чем привлекательна эта книга? Прежде всего, широким историко-литературном материалом, малоизвестными документальными, архивными и мемуарными данными. Автор пытается понять и показать трагедию писателя, оторванного от родины.

В книге Бунин предстает в окружении своих знаменитых современников - Горького, Куприна, Рахманинова, А. Толстого, с которыми его связывали длительные дружеские отношения.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.: ил.

Это еще одна попытка понять сложный творческий путь писателя, разгадать противоречия в его мировоззрении. В книге дан неформальный анализ произведений Ивана Бунина, созданных и в ранний период творчества, и в зрелом возрасте вдали от родины, - «Деревня», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева» и др.

Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного.
Дневники, письма. – М.: Грифон, 2006. – 464 с.

В книге, заключившей в себя две личности - великого писателя Ивана Бунина и его многолетней подруги Галины Кузнецовой - собраны переписка и материалы о непростых отношениях этих людей. Бунин, уже в эмиграции награжденный Нобелевской премией за выдающееся литературное творчество, в частной жизни был весьма неоднозначным и трагически несчастным человеком... Не в силах сделать выбор между женой и подругой, он стал жить с ними под одной крышей. Это подлинный человеческий документ, который во многом проясняет для современного читателя те процессы, которые происходили в русской литературе в начале XX века

Н.В. Петриченко,
Заволжская городская библиотека

Даю согласие на обработку данных.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ № 152. Статья Согласие субъекта персональный данных на обработку его персональных данных»).