Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Адрес: 155410, Ивановская область, г. Заволжск, ул. Комсомольская, д. 2а
Телефоны: 8 (49333) 2-13-71, 8 (49333) 2-12-24
Эл. почта: zavgb@mail.ru
С каждым годом отдаляется от нас Великая Отечественная война. 70 лет прошло со дня Победы в сорок пятом. Великая Отечественная - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Подвиг народа, память о войне не сотрешь с годами. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом с нами. А значит, жива связь поколений.
Все меньше остается живых ветеранов войны, кто мог бы рассказать нам о своем ратном подвиге. Представить этот подвиг во всех деталях, возобновить героические и трагические страницы войны помогает литература.
К произведениям, написанным о войне по горячим следам, каждый год прибавляются новые романы, повести и стихи. Пишут их авторы, которые сами были участниками войны, авторы, у которых она отобрала детство, и совсем молодые люди. Чем больше проходит времени, тем суровее, правдивее, беспощаднее наша литература видит минувшую войну, ее кровь, боль, грязь, голод и жестокость. А в Год литературы чтение книг о войне приобретает особый смысл.
Заволжская городская библиотека представляет лучшие книги о Великой Отечественной войне.
Адамович А. Блокадная книга / Алесь Адамович, Даниил Гранин. – М.: Пик, 2003. – (Антология выстаивания и преображения). В этой книге собраны живые свидетельства людей, перенесших трагические дни ленинградской блокады, и чудом уцелевших жителей белорусской Хатыни, ставших жертвами фашистского геноцида. В рассказах, полных неутихающей боли и страданий, вырисовываются судьбы города и деревни в тотальной войне, людей, вынесших невероятные испытания и победившей фашизм. |
|
Алексиевич С.А. У войны не женское лицо: повести / Светлана Алексиевич. – М.: Советский писатель, 1989. Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич «Голоса утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны. |
|
Богомолов В.О. Момент истины (В августе сорок четвёртого…): роман, повести, рассказы / Владимир Богомолов. – М.: Раритет, 1995. Произведения Владимира Богомолова вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной войне. |
|
Бондарев Ю.В. Берег: роман / Юрий Бондарев. – М.: Советский писатель, 1986. – (Политический роман). Этот роман о современной интеллигенции. Главный герой, известный советский писатель, отправляется в Гамбург по приглашению общества любителей литературы. В богатой владелице книжных магазинов он узнает немецкую девушку, с которой его, двадцатилетнего лейтенанта, столкнула военная судьба. Отсюда второй план книги - о последних днях войны. Роман философский. |
|
Бондарев Ю.В. Горячий снег: роман; Батальоны просят огня: повесть / Юрий Бондарев. – М.: Вече: Московские учебники, 2004. Роман «Горячий снег» посвящен одной из героических и трагических страниц Великой Отечественной войны - Сталинградской битве. Только что сформированная армия, в составе которой находится дивизия полковника Деева, отражает прорыв танковой группировки Манштейна, идущей на помощь окруженным войскам Паулюса. |
|
Быков В.В. Альпийская баллада; Сотников: повести / Василь Быков. – М.: Воениздат, 1986. Можно рекомендовать любую повесть писателя-фронтовика Василя Быкова: «Сотников», «Обелиск», «Мертвым не больно», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться» – более 50 произведений писателя, но особого внимания заслуживает «Альпийская баллада». Из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Среди суровых гор и альпийских лугов, преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка, о трех днях любви, молнией озарившей темноту и страх войны. Из воспоминаний Быкова «Долгая дорога домой»: «Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами – что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского, или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины, – от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше…» |
|
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…: повесть / Борис Васильев. – Переизд. – М.: Детская литература, 1984. – (Школьная библиотека) История о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова, написанная в 1969 году фронтовиком Борисом Васильевым, принесла автору известность и стала хрестоматийным произведением. Повесть основана на реальном эпизоде, но главных героинь автор сделал молоденькими девчонками. «Женщинам ведь труднее всего на войне, -вспоминал Борис Васильев. - Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». Их имена стали нарицательными - красавица Женя Комелькова, молодая мама Рита Осянина, наивная и трогательная Лиза Бричкина, детдомовка Галя Четвертак, образованная Соня Гурвич. Двадцатилетние девушки, они могли жить, мечтать, любить, растить детей… Сюжет повести хорошо известен благодаря одноименному фильму, снятому Станиславом Ростоцким в 1972 году. Читать повесть нужно, чтобы ощутить атмосферу времени и прикоснуться к ярким женским характерам и их хрупким судьбам. |
|
Васильев Б.Л. В списках не значился: роман / Борис Васильев. – Элиста: Калмыцкое кН. издательство, 1985. Это дань памяти всем неизвестным и безымянным солдатам. Герой повести Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость вечером накануне войны. Утром начинается бой, и Николая не успевают внести в списки. Формально он свободный человек и может покинуть крепость вместе с любимой девушкой. Как свободный человек он принимает решение выполнять свой гражданский долг. Николай Плужников стал последним защитником Брестской крепости. Через девять месяцев, 12 апреля 1942 года, у него закончились патроны, и он вышел наверх: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля». |
|
Васильев Б.Л. Завтра была война: роман, повести, рассказ. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1994. (Новая русская классика). «Какой тяжелый год! - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! - Следующим был тысяча девятьсот сорок первый». Это пронзительная история о том, как любили, дружили и мечтали ученики 9б класса в 1940 году. О том, как важно верить людям и отвечать за свои слова. Как позорно быть трусом и подлецом. О том, что предательство и малодушие может стоить жизни. Прекрасные, живые, современные подростки. Мальчишки, кричавшие «Ура», когда узнали о начале войны… А война была завтра, и мальчики погибли в первые дни. Короткие, без черновиков и вторых шансов, стремительные жизни… |
|
Глушко М.В. Мадонна с пайковым хлебом: роман / Мария Глушко // Роман-газета. – 1990. - № 8. Одно из немногих произведений, в котором рассказывается о жизни женщин в войну. Не героических летчиц и медсестер, а тех, кто в тылу работал, голодал, растил детей, отдавал «все для фронта, все для победы», получал похоронки, восстанавливал страну в разруху. Во многом автобиографический и последний (1988) роман крымской писательницы Марии Глушко. Ее героини, морально чистые, мужественные, думающие, всегда пример для подражания. Героиня «Мадонны» – 19-летняя Нина. Муж уходит на войну, а Нина на последних месяцах беременности отправляется в эвакуацию в Ташкент. Из благополучной обеспеченной семьи - в самую гущу людской беды. Здесь боль и ужас, предательство и спасение, пришедшее от людей, которых она раньше презирала ,– беспартийных, нищих… Были те, кто крал кусок хлеба у голодных детей, и те, кто свой паек отдавал. «Счастье ничему не учит, учит только страдание». После таких историй понимаешь, как мало мы сделали, чтобы заслужить сытую спокойную жизнь, и как мало ценим то, что имеем. |
|
Гранин Д.А. Мой лейтенант / Дании Гранин. – М.: Эксмо, 2014. – (Русская классика). Кто готовится увидеть очередную глянцевую картинку войны - с победными маршами и громкими подвигами - может сразу отложить эту книгу. Роман Даниила Гранина - это взгляд на Великую Отечественную с изнанки, изнутри, из траншей и окопов. На фоне тягот, ужасов и неприглядности войны автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны своей победой. Тех, о чьей смерти официальные сводки Информбюро сообщали как о «незначительных потерях в боях местного значения». Этот роман ни в коем случае не автобиографичен, хотя понять, кем на самом деле приходятся друг другу автор книги и лейтенант Д., - несложно. Тем не менее на страницах романа живут каждый своей жизнью два разных человека. И у каждого из них - своя правда. |
|
Гроссман В.С. Жизнь и судьба: роман / Василий Гроссман. – М.: СЛОВО, 1999. – (Пушкинская библиотека). Масштабный, эпический роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда арестованный, со сложной судьбой появления в печати, детективной историей восстановления рукописи, - откровение своей эпохи. Его сравнивают по масштабу охвата событий с «Войной и миром» Льва Толстого. Роман пропитан истинным патриотизмом, свободой духа, неподдельной смелостью выражения мысли. Автор утверждает, что именно социальная покорность ведет к созданию мира зла, и самим фактом написания этого произведения доказал, что противостоять тоталитарной системе возможно. |
|
Кузнецов А. Бабий Яр: роман / Анатолий Кузнецов. – М.: Захаров, 2005. В 2009 году в Киеве на пересечении улиц Фрунзе и Петропавловской открыли памятник, посвященный писателю Анатолию Кузнецову. Бронзовая скульптура мальчика, который читает немецкий указ, предписывающий всем евреям Киева явиться 29 сентября 1941 года с документами, деньгами и ценными вещами… В 1941 году Анатолию было 12 лет. Его семья не успела эвакуироваться, и в течение двух лет Кузнецов жил в оккупированном городе. «Бабий Яр» был написан по детским воспоминаниям. Отступление советских войск, первые дни оккупации, взрыв Крещатика и Киево-Печерской Лавры, расстрелы в Бабьем Яру, отчаянные попытки прокормиться, колбаса из человечины, которой спекулировали на рынке, киевское «Динамо», украинские националисты, власовцы – ничто не укрылось от глаз шустрого подростка. Контрастное сочетание детского, почти будничного восприятия и страшных, не поддающихся логике, событий. В сокращенном виде роман был опубликован в 1965 году в журнале «Юность», полна версия впервые была издана в Лондоне пять лет спустя. |
|
Некрасов В.П. В окопах Сталинграда: повесть, рассказы / Виктор Некрасов. - М.: Художественная литература, 1990. Роман Виктора Некрасова рассказывает о военных событиях сталинградского периода. Главное в произведении - правда о бесчеловечности войн, «справедливых» и «несправедливых». На поверхности повествования - военный быт и народный героизм, увиденный глазами интеллигента, в его основе - глубоко запрятанный бунт против идеи «человека-винтика». |
|
Смирнов С.С. Брестская крепость / Сергей Смирнов. – М.: Советская Россия, 1990. Благодаря писателю и историку Сергею Смирнову восстановлена память о многих защитниках Брестской крепости. Впервые об обороне Бреста стало известно в 1942 году из штабного немецкого донесения, захваченного с документами разгромленной части. «Брестская крепость», насколько это возможно, документальная повесть, и она достаточно реалистично описывает готовность к подвигу, взаимопомощь (не словами, а отдав последний глоток воды), ставить свои интересы ниже интересов коллектива, защищать Родину ценой своей жизни. В «Брестской крепости» Смирнов восстановил биографии людей, которые первыми приняли немецкий удар, оказались отрезанными от всего мира и продолжали героическое сопротивление. Вернул погибшим их честные имена и благодарность потомков... |
Книги о войне мы будем читать всегда. Это тяжело, но необходимо.
«Книги о войне неотразимо воздействуют на нашу память, как кровоточащие зарубки… высокого духа» (Ю. Бондарев).
«Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». (В. Астафьев)
Подготовила Н.В. ПЕТРИЧЕНКО, зам. директора по связям
с общественностью Заволжской городской библиотеки