Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Ваше мнение формирует рейтинг организации (оценка качества услуг):

Анкета доступна по QR-коду, а также по ссылке, указанной ниже: 

https://bus.gov.ru/info-card/324963

Мы в социальных сетях
Полезные ссылки
30 января 2023 г.

#ВиртуальнаяВыставка

«… только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».  
И.А. Гончаров

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес. Нам это имя особенно дорого тем, что часть жизни и творчества драматурга была связана с имением Щелыково, что расположено в 15 километрах от Заволжска.

Ранние годы. Образование и карьера

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо. Сегодня на Малой Ордынке, в доме, где родился драматург, открыт музей (https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом-музей_Островского).
Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой он так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде. В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.
С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник». 

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
Вместе с кружком он реформировал русский театр. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.  Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова.

Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.
Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Островский и Щелыково

Александр Николаевич Островский впервые посетил Щелыково в возрасте 25 лет. (Музей-заповедник Щелыково: http://museumschelykovo.ru/)
Тогда, в мае 1848 года, имение принадлежало отцу Островского, а сам писатель приехал сюда провести отпуск и был очарован усадьбой. В дневнике драматурга появляется восторженная запись: «Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».
Островскому бесконечно нравится все: и природа, и водящиеся здесь в изобилии зверье и рыба, и местные жители, о которых он отзывается «земляки мои возлюбленные», и красивый, удобный дом. Со временем чувство восторга писателя к этому краю не исчезло, более того – переросло в глубокую привязанность.
А. Н. Островский становится частым гостем Щелыкова, а в 1868 году, уже после смерти отца, вместе с братом Михаилом выкупает поместье у своей мачехи Э.А. Островской. Вот как отзывается он об этом в письме к другу: «Мы с братом купили … наше великолепное Щелыково; вот мне приют…». С той поры писатель регулярно приезжает сюда со своей семьей и живет в Щелыкове три-пять месяцев в году.
Будучи стесненным в средствах, Островский надеется поправить свое материальное положение, занявшись хозяйством. Он серьезно берется за новые для себя дела: ремонтирует постройки, сооружает маслобойню, обзаводится сельскохозяйственной техникой, покупает семена, разводит породистый скот…. Стремясь освоить новую область знаний, драматург читает издания о сельском хозяйстве: «Земледельческую газету», «Сельское благоустройство» и т. п.
Однако имение так и не смогло обеспечить большого дохода. Радость писателю приносили только сад и огород. Выращенные в усадьбе овощи, ягоды, тепличные артишоки, арбузы и дыни были хорошим подспорьем для большого семейства Островских. Урожай собственного сада-огорода также служил угощением для многочисленных гостей усадьбы. Несколько охладев к сельскому хозяйству, драматург поручает заниматься имением жене Марии Васильевне и управляющему.


Жизнь в усадьбе шла на пользу писателю. Здесь он восстанавливал силы, поправлял здоровье. Так, Островский писал: «Приехал я сюда в очень незавидном положении…. Теперь, благодаря хорошему воздуху, а главное, купанью, я чувствую себя свежее». Отдыхая в Щелыкове, драматург любил гулять по окрестностям, охотиться, собирать грибы и ягоды и, конечно, рыбачить. Рыбалка была страстью Островского: ужение в реке Куекше, ловля острогой в Сендеге, а иногда, в составе большой компании, - неводом на Мере. Писатель знал все тонкости рыболовства и почти всегда возвращался домой с уловом. Отдыхал Островский и за столярным верстаком: выпиливал лобзиком тонкие ажурные рамки, мастерил шкатулки, изготавливал ножи для разрезания бумаг…
Радушный Островский, любивший общение с друзьями, страстно желает поделиться с ними впечатлениями от своей щелыковской усадьбы и настойчиво зовёт их в гости: «У нас такой обычай: чем больше гостей и чем дольше гостят они, тем лучше». Друзья же с удовольствием принимают его предложение. Неудивительно, что чаще прочих в Щелыкове гостили актёры московского Малого театра Михаил и Ольга Садовские, Николай Музиль, Надежда Никулина, а также артисты петербургского Александринского театра Иван Горбунов и Фёдор Бурдин, провинциальный актёр Константин Загорский. Приезжали в Щелыково и писатели, драматурги. По семейным преданиям, в Щелыкове бывал поэт Николай Некрасов.
Гостям отводился для проживания целый дом, который так и называли «гостевым». Этот небольшой деревянный дом мезонином строился для брата Островского Михаила Николаевича, совладельца усадьбы. Однако брат редко бывал в Щелыкове, и в его доме размещали гостей. Тут же находились библиотека и столярная мастерская.
Живя в Щелыкове, Островский активно участвовал в общественной жизни Кинешемского уезда. Он являлся почетным мировым судьей и гласным Кинешемского уездного земского собрания. Писатель выполнял свою работу столь усердно и хорошо, что был избран местными дворянами на должность уездного предводителя. Островский отказался занять этот почетный пост по причине занятости.
Приезжая сюда в первые годы, Александр Николаевич уделял один-два месяца отдыху, а затем приступал к работе. Однако постепенно его творчество стало занимать всё больше и больше времени. В своём письме драматург сообщает: «Я езжу не из Москвы в деревню и обратно, а из кабинета в кабинет и природу вижу только проездом».
Природа Щелыкова служила ему источником вдохновения, а общение с людьми позволяло найти сюжеты и образы для пьес, обогащало их язык. Драматург общался с жителями окрестных сел и деревень, гулял на крестьянских праздниках, внимательно слушал живую народную речь, а крылатые выражения, пословицы, поговорки и редкие слова - записывал.

Известно, что Островский работал в Щелыкове над 19 произведениями. Здесь целиком создана пьеса «Поздняя любовь» (1873 г.). Почти полностью написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 г.), «Последняя жертва» (1877 г.), «Бесприданница» (1878 г.), «Сердце не камень» (1879 г.). Начата работа над пьесами «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1876 г.), «Таланты и поклонники» (1881 г.), «Красавец-мужчина» (1882 г.), «Без вины виноватые» (1883 г.).
Писатель работал в соавторстве с драматургами Николаем Соловьёвым и Петром Невежиным, трудился над переводами и переделками европейских пьес, писал оперные либретто.
Тяжёлый труд полностью подорвал здоровье писателя. 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра сердце Островского не выдержало: он скончался за письменным столом от приступа грудной жабы (так в старину называли стенокардию). В последний день своей жизни писатель переводил трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра» и читал журнал «Русская мысль».
Александр Николаевич Островский похоронен недалеко от любимой усадьбы, на погосте храма Святителя Николая в Бережках. (Источник: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/biografiya/zhizn-ostrovskogo-v-usadbe-schelykovo.htm). 

Заволжская городская библиотека предлагает книги, которые расскажут о связи Островского с нашим краем, о его жизни в имении Щелыково, которое он бесконечно любил.

Бочков В.Н. Заповедная сторона: (Вокруг Щелыкова). - Верх.-Волж. кн. изд., 1988.

Это несколько очерков о Щелыкове и его ближайших окрестностях, связанных с жизнью Островского в этих краях. Очерки ценны тем, что автор проводил собственные изыскания и в Щелыкове, и в Костромском госархиве, он находил и изучал забытые и малоизвестные печатные источники, встречался с потомками драматурга. Виктор Бочков создает образ Островского с огромной теплотой, стараясь не упустить ни одного факта, ему известного. В этом небольшом издании интересно все: фотографии, диалоги, зарисовки, цитаты из пьес, описание красот Щелыкова, трепетное отношение к имени великого драматурга. 

 

 

Бочков Б.Н., Григоров А.А. Вокруг Щелыкова Путеводитель по историко-мемориальным местам). – Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1972.

Это своеобразный путеводитель по музею-усадьбе А.Н. Островского и его окрестностям – одному из самых поэтичных уголков России. Главы этой небольшой книжки говорят сами за себя: «Путь в Щелыково» (о том, как ехал Александр Николаевич в свое имение из Москвы), «По Сендеге и Куекше» (о любимым речках Островского – заядлого рыбака); «По старинному тракту» (о деревнях, связанных с именем художника Б.М. Кустодиева); «По-над берегом Волги» (о соседях и знакомых Островского Хомутовых, Дмитриевых, Потехине); «Замерская сторона» (об усадьбе Александровское, связанное с именами Невельских, Самойловых и Григоровых). 
Александр Николаевич, навестив новое имение отца, всей душой полюбил Щелыково, его окрестности, здешние косогоры, речки, рощи, предания, народные, праздники. Он был далеко не первым, кто оценил лесное Заволжье и пленился им. Но именно Островский, великий драматург, первый необычайно ярко осознал и выразил - в творчестве, в письмах - «замечательность» этого края, его живительную способность восстанавливать физические и духовные силы городского жителя, его кра¬соту и живописность. Он писал в 1876 г. художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне: подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

Лобанов М.П. Александр Островский. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 400 с., ил. – (Жизнь замечат. людей).

В книге повествуется о жизни и творческой деятельности великого русского драматурга. Автор раскрывает личность в полноте его общественных и индивидуальных связей, через взаимоотношения с другими деятелями отечественной культуры. Большое место уделено истории создания и проблематике цикла исторических пьес Островского («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Василий Шуйский и Дмитрий Самозванец», «Комик XVII века»).

Миронов А.В. Великий чародей в стране Берендеев. Очерк жизни и творчества А.Н. Островского в Щелыкове. - Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973.

Очерк жизни и творчества А.Н. Островского в Щелыкове был издан к 150-летию со дня рождения драматурга.
А.В. Миронову удалось создать образ великого чародея, показать Островского-поэта, вскрыть истоки его поэзии.
Интересен анализ двух больших творений драматурга – «Воеводы» и «Снегурочки».
Живо рисуется автором само Щелыково и его окрестности - поэтические пенаты Островского, которые, по мнению А.В. Миронова, не могли оставаться нейтральными к его творчеству. 

Петрова, Евдокия Алексеевна. «Щелыково» усадьба-музей А. Н. Островского [Текст]: [Очерк]. - Москва: Всерос. театр. о-во, 1960. - [31] с.: ил.; 20 ст.

Автор этой небольшой брошюры - Е.А. Петрова - первый директор музея-усадьбы А.Н. Островского (1954-1968 гг.). (Ссылка: http://museumschelykovo.ru/products/item.aspx?pid=691). 
С ее именем связано рождение музея, кропотливая работа по описанию всех мемориальных предметов, вещей с указанием источника поступления. 
На время работы Е. Петровой пришлось 70-летие со дня смерти А.Н. Островского в 1956 году. К этой дате была выполнена первая реставрация дома Островского, опирающаяся на научные изыскания. По фотографии, переданной внучкой драматурга М.М. Шателен, южному фасаду дома придали вид, какой он имел при жизни Островского. Терраса вновь обрела форму трапеции с двумя лесенками по сторонам.
В 1960 году Е. Петрова подготовила очерк «Усадьба-музей А.Н. Островского». Вышло самое первое издание о Щелыкове. Брошюра охотно раскупалась, за два года было продано 4500 экземпляров. Впоследствии стараниями Е.А. Петровой были изданы красочный фотоальбом «Щелыково» (1982) и наборы открыток (1982, 1986). Переехав в Москву, Е.А. Петрова в течение 20 лет работала в Обществе по охране памятников истории и культуры. Но и в столице она не переставала думать о музее, в летнее время приезжала в Щелыково, водила экскурсии, консультировала молодых сотрудников. Коллеги вспоминают Е.А. Петрову как умного, общительного, творческого, весёлого и отзывчивого человека. Она знала много стихов наизусть и сочиняла сама. На концертах, организованных силами сотрудников музея, любила читать свои стихи о Щелыкове.
Данное издание насыщено замечательными черно-белыми фотоснимками, сделанными в 60-е годы. Мы видим Щелыково глазами Евдокии Алексеевны.

Ревякин А.И. А.Н. Островский в Щелыкове. – ВТО, Москва, 1978.

Во вступлении сам автор книги поделился, что, рассказывая о жизни и творчестве, о трудах и днях Островского в Щелыкове, он использовал самые разнообразные источники: мемуары писателей, друзей Островского, журналистов, современников драматурга. Ценные документы об усадьбе Щелыково и ее владельцах обнаружены А.И. Ревякиным в архивах Москвы, Ленинграда, Костромы, Иваново-Вознесенска и Горького.
Очень интересными оказались его непосредственные беседы с крестьянами, которые велись многие годы в деревнях и селах щелыковских окрестностей. Это были дети и внуки тех, кто знал, видел Островского, И.И. Соболев, хорошо помнивший Александра Николаевича. Своими знаниями о Щелыкове щедро делились внучки драматурга М.М. Шателен и М.А. Островская. Беседы с А.А. Григоровым, знатоком кинешемского дворянства, помогли внести в книгу ряд уточнений. Данное издание – наиболее полное исследование жизни А.Н. Островского в щелыковской усадьбе.

Шателен М.М., Петрова Е.А. Мемориальный музей-усадьба А.Н. Островского Щелыково. – М.: «Советская Россия», 1974.

Это издание уже более позднее. Чудесный фотоальбом с цветными снимками, открывающими Щелыково как совершенно удивительный уголок природы, вдохновлявший Островского и даривший ему силы для творчества. Не менее притягателен и текст издания: «Не в музей, а в дом великого драматурга входите вы, не экскурсантом, а гостем Александра Николаевича себя ощущаете; вас охватывает радостное волнение уже при входе в парк и при виде этого старинного, удивительно жилого дома… В какую бы сторону от него вы ни пошли - всюду вас ждет радость открытия разных уголков парка: овражки, мостики, тенистые аллеи, солнечные лужайки, спуски к реке, тропинка к роднику, к пруду с островочком. Но самое удивительное еще впереди; если вы пойдете по любимой тропинке Островского краем оврага, возле старых берез, то выйдете на обрыв и замрете пораженные - дух захватит от дивной красоты открывающегося отсюда вида».

Щелыковский сборник. Материалы и сообщения по фондам Гос. Музея-зщаповедника А.Н. Островского. - Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973.

Сборник открывается небольшим историческим обзором, в котором внучка островского М.М. Шателен рассказывает об истории возникновения Щелыкова, о состоянии его при Александре Николаевиче, об организации музея-заповедника. Далее впервые публикуются несколько рукописей – письма и документы, например, записки актера Малого театра Михаила Садовского. Здесь есть воспоминания народной артистки СССР А.А. Яблочкиной и столяра-самоучки И.В. Соболева. Заинтересует читателя и описание работы, которую ведет научная библиотека музея по установлению утраченной личной библиотеки драматурга. 

Н.В. Петриченко, зав. отделом Заволжской городской библиотеки

 

Даю согласие на обработку данных.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ № 152. Статья Согласие субъекта персональный данных на обработку его персональных данных»).